Фильм Про. «Киноэкономика 2026»: каким будет российское кино в 2026 году?

kopiya-14393398_1276777985667983_1289867046_oПоводов для оптимизма достаточно. Уже сегодня ежегодно в нашей стране продаётся около 150 млн билетов в кино – это 45 млрд рублей, из которых 15% — прибыль российских фильмов. Наращивает обороты российская анимация, экранов в стране уже больше четырёх тысяч. Стоит подумать о том, что будет в будущем.

На «Кино Экспо» эту тему обсуждали на круглом столе «Киноэкономика 2026», и оказалось, что будущее разным экспертам представляется по-разному. Так, есть данные опроса, который был проведён специально перед этим мероприятием — совместными усилиями «Индустрии кино», «Фильм Про», «Вести Экономика» и Института современных медиа (MOMRI).

Данными поделился директор MOMRI Кирилл Танаев. Например, рынок кинопоказа вырастет в два раза, в этом убеждены почти все респонденты. Вырастут цены на билеты, станет в полтора раза больше кинозалов, зрителей добавится. Российских фильмов при этом будет выходить примерно столько же, сколько сейчас: от 100 до 200, их доля в общих сборах составит 20-30%. Средние сборы составят от 50 до 200 млн рублей (то есть фильмы не будут окупаться в кинопрокате). Их будут продавать преимущественно в Китай, Балтию, Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию и потом уже в США. 2/3 опрошенных считают, что «пиратство» будет практически побеждено, и легальный цифровой рынок кино вырастет в три, а то и в тридцать раз.

КИРИЛЛ ТАНАЕВ ПОДЕЛИЛСЯ СВОИМИ ВЫВОДАМИ ПОСЛЕ КОНФЕРЕНЦИИ:

Мне кажется, что результат конференции довольно интересный, потому что представители индустрии, которые работают в разных её секторах (и продюсеры, и производители, и люди, которые занимаются государственным регулированием, и исследователи) обсудили общие проблемы и пришли к некоторым достаточно важным с точки зрения видения перспектив развития киноиндустрии в ближайшие десять лет выводам. Вообще, сам по себе разговор о том, как будет и что нужно сделать для того, чтобы всё получилось, мне кажется чрезвычайно важным, потому что он создаёт возможность для коррекции дальнейших действий, выстраивания планов и понимания каких-либо ориентиров развития, поэтому мне кажется, что дискуссия удалась, она была интересной и достаточно содержательной.

То исследование, которое мы представили на этой конференции, делилось на три условные части: мы изучали будущее и перспективы развития рынка кинопроката, мы изучали и задавали вопросы в отношении будущего и перспектив кинопроизводства и мы задавали вопрос о перспективах цифровой дистрибуции киноконтента. Это – три ключевых сектора, которые волнуют сейчас всю индустрию, это вопросы, которые обсуждаются и, собственно говоря, список тех тем, о которых мы говорили с экспертами, формировался в дискуссии с ними же самими, мы отбирали те проблемы, которые волнуют максимальное количество участников рынка в разных его сегментах, и постарались таким образом сбалансировать вопросы и тематики, которые в них затронуты.

По результатам, можно сказать, что рынок настроен весьма и весьма оптимистично в отношении собственных перспектив, хотя в разных сегментах этот оптимизм носит разный градус: предположим, к развитию кинопроката представители рынка, опрошенные эксперты относятся сверхоптимистично, то есть они ожидают удвоения доходов, удвоения числа кинотеатров, удвоение числа приходящих в кинозалы и так далее. В отношении цифровой дистрибуции также среди опрошенных экспертов доминирует весьма и весьма значительный оптимизм – как с точки зрения победы над «пиратством», так и с точки зрения потенциальных доходов, которые индустрия может получать от продажи контента в цифровых средах.

А вот например по вопросу о развитии в России кинопроизводства у экспертов оказалось настроение гораздо менее оптимистичное – скажем, если рост кинопроката ожидается двукратным, то рост кинопроизводства – не больше 20-30%. Рост доходов, на которые может отечественный кинопроизводитель претендовать, также оценивается в пределах 25-35%, то есть практически те же самые люди ожидают, что от огромного роста потребления кино в России в кинотеатрах или цифровых средах непосредственно отечественной киноиндустрии достанется меньше половины средств. Это очень любопытный вывод, который показывает, что фактически индустрия не готова к тому, что в ближайшее время потребление кинопродукта в стране вырастет радикально. Это серьёзный вывод, заставляющий задуматься при выстраивании каких-то планов: как представители индустрии, так и представители государства должны учитывать этот фактор.

Сюжет о круглом столе для программы «Вести»

Между тем, есть перспективы, которые следует иметь в виду уже сейчас. Продюсер Александр Роднянский убеждён, что цены на билеты будут зависеть от каждого конкретного фильма. В кинотеатрах начнут – и уже начали – показывать телесериалы, «пилоты» ли это будут или сдвоенные серии. Срок выхода фильмов на «цифровых» платформах после старта в кинотеатрах будет уменьшен. Блокбастеры останутся, но будут делаться всё более изобретательно и изощрённо, чтобы победить конкурентов. Видеоканалы в интернете превратятся в полноценные платформы для проката кино. Будет уничтожен институт кинозвёзд, чтобы уменьшить расходы студий, а работа с аудиторией станет более точечной, прицельной, чем сейчас.

ПОСЛЕ КОНФЕРЕНЦИИ РОДНЯНСКИЙ ОТМЕТИЛ:

Мне кажется, любые разговоры о будущем крайне полезны, потому что мы подчас так зарываемся в своих сегодняшних заботах и невзгодах, а их немало, что забываем о том, до какой степени динамизма развивается технологическая вселенная, диктующая, в свою очередь, потребление визуального контента. То есть, иными словами, на сегодняшний день люди смотрят кино и даже телевидение иначе, чем это делали десять лет тому назад. Большие фильмы, сделанные за сотни миллионов долларов для многомиллионной международной аудитории смотрят в одиночестве на малом экране, на экране iPad, в лучшем случае – телевизора, даже смартфона. На большие экраны выходят только огромные, визуально зрелищные аттракционы, которые в состоянии привлечь внимание той самой молодой аудитории, которая в сегодняшние кинотеатры ходит. Огромное количество людей, которые свою молодость и зрелые годы были регулярными посетителями кинотеатров, на сегодняшний день там практически не появляются.

Что будет через десять лет? Это ещё в большей степени усложнится. Конкуренция, соответственно, возникнет не просто между картинами зарубежными или российскими в российском прокате или американскими и французскими во французском прокате, нет-нет. Это будет конкуренция огромного количества новых технологических носителей: специализированные телеканалы в Youtube, совершенно другой тип кинотеатров, коммуникационных центров, которые будут демонстрировать не только большие фильмы, но и живые концерты, спортивные зрелища и даже пилотные серии самых популярных телевизионных сериалов.

Невероятно изменившиеся правила игры в кино, когда никакой временной дистанции между выходом на большие экраны и появлением на малых не будет даже для фильмов, сделанных в Голливуде – а ведь долгие годы именно эта возможность эксплуатации фильмов на больших экранах, а потом на так называемых вторичных рынках (телевидение или продажа на цифровые платформы) и обеспечивала существование кинематографа. Совершенно другой тип коммуникации с аудиторией – той самой аудиторией, про которую уже будет понятно, что они смотрят, что они любят – индивидуально, на уровне личных пристрастий конкретных людей.

Я очень многого не назову из того, с чем предстоит столкнуться российской киноиндустрии через десять лет. Самое главное на сегодняшний день – анализируя и понимая вызовы, оказаться к ним готовым, поэтому эта конференция чрезвычайно важна, по крайней мере для того, чтобы иметь возможность артикулировать эти вызовы, хотя бы для того, чтобы услышать мнение других людей, их представление о будущем, и представить себе место российской индустрии, которое, безусловно, есть, поскольку она (индустрия) всё равно амбициозна, она претендует на внимание собственной аудитории, она ежегодно производит несколько очень ярких картин. И она в первую очередь состоится с колоссальными вызовами конкуренции со стороны финансово намного более мощных транснациональных индустрий (прежде всего, Голливуда, естественно).

Поэтому на сегодняшний день в этих обстоятельствах нужно найти свой угол зрения, свою стратегию, свою возможность стать частью того мира будущей технологической вселенной, в рамках которой аудитория всё равно будет потреблять контент, потому что мы рассказываем людям те истории, которые позволяют им проживать эмоциональный опыт других людей, а такой контент всегда востребован. Всегда люди будут читать книгу, вне зависимости от того, в электронной версии или на бумаге напечатана. Точно так же и кино будут смотреть – вне зависимости от того, на малом ли экране или на большом и так далее. Вот для того, чтобы часть контента, которую будет смотреть аудитория через десять лет, была нашей, нужно сегодня об этом думать. Вот, собственно, поэтому и хороша конференция, потому что она задаётся таким вопросом – не общего свойства, а формулируя вызовы, сложности и обстоятельства, о которых нужно думать сегодня.

Олег Березин («Невафильм») считает, что будет принципиально изменён сам предлагаемый контент, а это уже будет влиять на способы его потребления. Например, должны исчезнуть бессмысленные прокатные удостоверения, не будет графика выхода фильмов, а все будут смотреть кино, когда захотят. Березин назвал это «уберизацией» проката. Например, в Сети триста человек хотят посмотреть один и тот же фильм, и система сама предлагает им ближайший кинозал, где они все соберутся и посмотрят его. Хотя можно заменить этот поход имитацией просмотра на большом экране с помощью очков виртуальной реальности. Эта технология доступна уже сейчас, хотя, как выразился Березин, пока ещё она не даёт возможность чокнуться бокалами, ощутить гаснущий в зале свет или дотронуться до коленки соседки по креслу. Последнее, заметим, как раз уже возможно. Подход к смотрению кино будет меняться, и нужно не увеличивать количество кинозалов, а внимательнее относиться к будущему, убеждён Березин.

Режиссёр Алексей Учитель считает, что ко всему этому стоит добавить одну простую вещь: решить проблему нехватки профессионалов в нашем кино. К 2026 году нужно вырастить поколение «ремесленников», которые смогут увеличить средний уровень тех самых ста фильмов в год, иначе все усилия в остальных направлениях не принесут именно российскому кино никакой пользы.

Есть и другие важные задачи, которые нужно решать уже сейчас, чтобы подготовиться к тому самому будущему, которое было заявлено темой круглого стола. Дмитрий Генералов (директор Департамента инвестиций в социальные проекты Агенства стратегических инициатив) считает, что для развития национальной киноиндустрии необходимо вводить систему рибейтов, широко распространённую на Западе. Если сформулировать кратко, то речь идёт о возмещении убытков производителям фильмов. Но за этим стоит сложный комплекс механизмов, главный из которых — региональные комиссии, которые привлекают в регион различные кинопроекты, предлагая им комфортные условия работы и всевозможные компенсации, а получают за это появление своего региона в кино (имиджевый момент) и, что не менее важно, новые рабочие места для местных жителей.

Анна Крутова (член правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, лидер стратегической инициативы «Кино России» в Агентстве стратегических инициатив) поддержала мысль Генералова, но добавила, что для полноценной работы такой системы нужно сделать очень многое. Например, в каждом регионе должна быть собственная киностудия с современным оборудованием и квалифицированными специалистами. Чтобы любой продюсер мог знать, что он приедет туда снимать кино, но ему не придётся всё везти с собой, как это происходит сегодня. А чтобы подготовить специалистов, необходимо создать в этих же регионах киношколы, иначе взяться таким работникам неоткуда.

Продюсер Юрий Москвин (Wizart Animation), в свою очередь, сообщил, что для российской анимации единственный способ выжить в будущем — это копродукция. Потому что на рынке уже довольно много полнометражных проектов, и без зарубежных партнёров, гарантирующих мировой прокат, окупать фильмы не получится. А конкурируют они с «диснеевскими» и «дримворковскими» блокбастерами, поэтому планку постоянно приходится поднимать.

Все эксперты согласны в том, что будущее рынка, конечно, зависит от зрителя, у которого будут меняться его отношения с контентом. Нужно чутко отслеживать эти изменения и вовремя реагировать на них, чтобы не упустить момент. Для этого нужна работающая система кинопроизводства и кинопроката, которая за счёт своей отлаженности будет и достаточно эластичной.

«Надо поддерживать рынок», — подытожил разговор Александр Роднянский.

Фильм Про

Поделиться: